Премия Рунета-2020
Краснодар
+8°
Boom metrics
Общество7 мая 2013 7:50

Воспоминания прокурора Абинского района о войне: «Чтобы не умереть с голоду, ели дельфинов!»

Когда началась война, Николаю Ляшову было 13 лет
Николай Сергеевич в годы войны работал в колхозе

Николай Сергеевич в годы войны работал в колхозе

Страшное известие застало Николая Ляшова в поле, где он, как и многие сверстники, во время каникул помогал старшим.

- Война началась! - кричал во все горло примчавшийся из сельсовета человек. Все, кто работал в поле, побросали тяпки. Кто-то плакал, кто-то, наоборот, молча смотрел в неистовую даль. В глазах людей читался ужас, и в тот момент у еще совсем юного Коли - ему тогда было 13 лет - снова прокручивалось, как музыкальная дорожка на пластинке: «Началась война!».

Помимо страшной новости, гонец вручил мужчинам повестки из военкомата, и уже через полтора часа они начали прибывать на призывной пункт.

А ведь время тогда и так было нелегкое. Колхозное строительство на Дону, Кубани и Ставрополье сопровождалось непримиримой борьбой с кулаками и мироедами, как было принято называть тогда крепких хозяев, казаков. Но ярлык «враг народа» приклеивали не только им.

- В детстве нас заставляли вычеркивать из школьных учебников имена военачальников, ученых, врачей, передовиков производства, арестованных за участие в несуществующих заговорах, - вспоминает Николай Сергеевич. - И не успели еще остановиться жернова репрессий, как над страной нависла новая угроза - Гитлер развязал Вторую мировую войну.

На фронт ушли все мужчины на родном хуторе Николая в Ростовской области. Жизнь на некогда шумном и полном веселья хуторе в одночасье переменилась, дома опустели, остались только старики, женщины и дети, на плечи которых легли все заботы о сборе созревшего на полях урожая. Ведь было начало лета, уборка в самом разгаре. Взрослые до последней капли пота работали на земле, дети в свою очередь помогали перевозить урожай, прилагая неистовые усилия, поскольку все было на конной тяге.

- Когда пришло время идти в школу после каникул, я ходил туда пешком по три километра, - рассказывает мужчина. - Но в середине октября учебный год был прерван гитлеровской оккупацией, которая продлилась полгода.

За это время погибло или было угнано в Германию немало земляков Николая Сергеевича, а оставшиеся сполна испытали на себе всю тяжесть нового фашистского «порядка».

- Когда немцы захватили Ростов и наши солдаты отступали, была ночь, - продолжает Николай Сергеевич. - А это был 1942 год. У нас тогда еще лошади и коровы паслись на хуторе. На ночь их никто не загонял, они прямо в поле ночевали. Когда мы утром проснулись, в селении не осталось ни одной животины - всех забрали с собой наши солдаты. И сделано это было не потому, что им нечего было есть, а чтобы немцу ничего не досталось. В 1943 году Николай Сергеевич работал вместе с женщинами в колхозе, собирал урожай, который потом отправляли на фронт. А потом его семье предложили переехать в Крым - как самым активным колхозникам. В разгар войны Коля с мамой, сестрой и маленьким братом добирались до нового места жительства на перекладных. Уже в Крыму мальчик пошел в вечернюю школу и поступил в училище.

- Здесь-то мы и ощутили на себе все тяготы войны, - вздыхает Николай Сергеевич. - В стране был голод, получали по талонам хлеб, которым не наедались, и приходилось питаться мясом дельфинов. В Черном море их тогда много было. Народ их вылавливал, спускал жир, а мясо продавал.

Тем не менее сопротивление захватчикам неуклонно росло, действия партизан и регулярных частей Красной армии приближали долгожданный день освобождения. И он, наконец, наступил.

- Я тогда был дома, к нам прибегает сосед и кричит, что война закончилась, - рассказывает Николай Сергеевич. - Как же мы тогда радовались! Все обнимали и целовали друг друга! А в конце 1946 года моя семья вернулась в родное селение. Я работал трактористом, а через два года ушел в армию. Когда демобилизовался, устроился на Краснодарский станкостроительный завод имени Седина и поступил в вечернюю школу. Тогда-то я и понял, что моя стезя - юриспруденция.

Через три года, в 1959-м, Николай Сергеевич стал студентом краснодарского филиала Всесоюзного юридического заочного института. По окончании вуза молодой дипломированный специалист по приглашению тогдашнего начальника отдела кадров прокуратуры Краснодарского края Николая Трубина был принят на работу в органы прокуратуры и прошел путь от следователя прокуратуры Ленинского района Краснодара до прокурора Абинского района.

В 1990 году ветеран ушел на заслуженный отдых, а его дело сегодня успешно продолжают нынешние работники прокуратуры Абинского района, внося свой достойный вклад в благородное дело борьбы с беззаконием, защиты интересов государства, общества и граждан.